Уверен, что это связано с теми, кто получает эту информацию и с тем что они ожидают от обладания ей. На моем веку есть не мало добротных идей, выстраданных и презентованных , оплаченных и одобренных, однако стопкой хранимых в шкафу. Анализируя опыт внедренных и отложенных идея я пришел к странному выводу: деньги перестали выполнять свою роль.
Деньги-товар-деньги.
По классической экономической теории - деньги являются эквивалентом труда и поэтому могут участвовать во взаимном обмене между членами общества. Если говорить о "классическом" производстве - так оно и есть. Теория перестает работать как только мы сталкиваемся с продуктом интеллектуального производства. Деньги перестают быть эквивалентом труда. Они становятся эквивалентом "веры". Эквивалентом уровня доверия потребителя данному продукту. При этом возникает ряд сложностей в определении цены данного продукта. Вот несколько простых вопросов не имеющих точных ответов. Сколько стоит программное обеспечение? Сколько стоит лицензия на распространение музыкального произведения? Сколько стоит консультация врача? Сколько стоит один хороший совет?
Ценоопределение интеллектуального продукта (назовем его ИДЕЯ) процесс сложный и весьма интересный. Существует несколько способов ценообразования: от себе стоимости, от конкурентных цен, от плановой прибыли и т.д.. Все эти способы вполне применимы к ценообразованию ИДЕИ. Основной вопрос в другом: как обосновать данную цену потребителю такой услуги? В чем ее ценность для потребителя?
Цена и ценность для потребителя разные понятия. Сделка возможна лишь в том случае, если ценность товара (услуги) равна цене. Однако в случае с ИДЕЕЙ потребитель сталкивается с проблемами при формировании ценности.
Во-первых, ИДЕЯ может быть оценена только после потребления. А это значит, что на этапе заключения сделки потребитель должен руководствоваться такими понятиями как "вера". В противном случае производителю ИДЕИ не выгодно заключать сделку.
Во-вторых, ценность ИДЕИ формируется на основании субъективной оценки потребителя. Значит одна и та же ИДЕЯ будет иметь разную ценность для разных потребителей. Все мы разные и поэтому по-разному воспринимаем окружающий мир. Учителя в школе слушают 30 учеников. 10 из них ее слышат. Трое понимают о чем она говорит. И бай бог, если один из всего класса сможет повторить все что сказал учитель.
В-третьих, ценность носит временный характер и уже через не большое время ИДЕЯ устаревает или требует развития. Последнее - самое интересное. Представьте себе товар, который постоянно меняется. Например перепилиные яйца . Вы их покупаете в супермаркете и даже не догадываетесь о том, что все их сверхполезные свойства теряются через неделю после насеста. Однако вы не знаете сколько дней прошло с помета.
Идея-деньги-идея.
Вот основная формула интеллектуальной экономики. Есть ИДЕЯ, которая не оценивается, после потребления возникает ценность новой ИДЕИ в этом же духе. И тогда потребитель платит.
ЗА ЧТО ОН ПЛАТИТ? Очень интересный вопрос! Он платит за веру в новую ИДЕЮ. Он не готов оплачивать трудозатраты и иные расходы, связанные с ее производством. Он платит за свою мечту.
Таким образом, можно попытаться сформулировать функцию денег в современной интеллектуалоемкой экономике. Деньги - эквивалент веры в идею. Или так эквивалент доверия интеллектуальному продукту.
(С) Александр Билонов 2011 год.