Домашний очаг

13.08.2022
609
Однажды, когда мне было 5 лет, мы с отцом приехали в гости к бабушке и дедушке в Грузию. Для меня всё вокруг было было новым и очень интересным.
Природа, еда, люди, речь всё было в новинку. Я старался все хорошенько запомнить и впитывал каждый вдох и каждый взгляд, который бросал на окружающий меня ландшафт, людей и природу.

Самое сильное впечатление в этой поездке осталось от усадьбы дедушки с бабушкой. Дело в том, что кроме большого двухэтажного дома с 10 комнатами для всей большой семьи, рядом с домом стояла летняя кухня. Это было одноэтажное помещение с глинобитными стенами и огромной четырех скатной крышей, покрытой соломой. Внутри было темно и прохладно. Через маленькие окна солнечный свет падал на глиняный пол, оставляя красивые полупрозрачные полосы, взлетающего вверх влажного и пыльного воздуха. Сбоку, вдоль окон, располагался длинный деревянный стол из массивных досок. С обоих сторон от него стояли скамьи. На каждой скамейке могло разместиться не менее шести взрослых.

В глубине огромного помещения, в самом центре, размещался большой очаг. Его зев был такой высоты, что внутрь мог зайти ребенок или не высокий взрослый. Справа от очага был шкаф с кухонными принадлежностями, а слева массивная деревянная дверь.
Все мое внимание было приковано к очагу. В самом его центре на большом и черном крюке висел огромный чан, в котором булькало какое-то варево. Под чаном горели поленья. Я остановился прямо перед входом и, затаив дыхание, во все глаза с ужасом смотрел на этот очаг. До этого дня что-то подобное я видел только в сказке про бабу Ягу.

Дверь слева от очага со скрипом отворилась и в нее вошла старуха. Седые волосы вырвались из под платка, перевязанного на лбу , и спадали на длинное худое лицо с ярко синими глазами и длинным горбатым носом. Согнувшись пополам, в правой руке она несла большое ведро. Другой рукой она держалась за поясницу, выше которой был виден горб. Из под длинной юбки мелькали шаркающие черные калоши.

Она быстро подошла к очагу, поставила пустое ведро и, взяв огромный черпак с длинной ручкой, принялась помешивать варево. Отблески горящих полений играли на ее лице, подчёркивая зловещий горбоносый профиль.

Я стоял и как заворожённый смотрел на неё боясь пошевелиться и издать какой-нибудь звук. В этот момент на моё правое плечо легла чья-то рука. Я задрожал. Мне было страшно узнать кто это был, но любопытство пересилило страх. Я медленно поднял голову. Рядом стоял мой отец и, весело улыбаясь, сказал:

- Это твоя бабушка! Баба Калестина!

Я медленно перевёл взгляд с него на бабушку и первая мысль обожгла меня открытием: моя бабушка - баба Яга!
Отец что-то весело сказал моей бабушке по-грузински, та посмотрела на него, потом посмотрела на меня , улыбнулась и, опустив черпак в чан, начала двигаться ко мне. Подойдя вплотную она вытерла свои руки о передник и залезла в один из карманов, достав оттуда длинную, тёмно-коричневую глянцевую палочку.
Она протянула мне эту палочку и я, как вежливый мальчик, взял её в руки. Глянцевая палочка была похожа на свечку внутри которой спрятались кругляшки. Я внимательно смотрел на свечку с кругляшками и услышал как отец мне сказал:

- Кушай, кушай - это чурчхели!

Я посмотрел на отца и укусил эту палочку. Ароматное сочетание фундука и чего-то сладкого и поэтому приятного напомнило вкус конфет которые мы ели на новый год. Бабушка протянула правую руку и взяв меня за щёку радостно подёргала туда-сюда. Она улыбалась и что-то говорила по-грузински.
В тот день я понял только одно: баба-яга это моя бабушка поэтому её нельзя бояться. Однако мысль о том что нельзя, и что можно, пока ещё не овладела мной полностью и рефлексы сделали своё дело. Я вырвался из рук отца и со всей силы рванул на волю. Выбежал из летней кухни и со всей дури столкнулся с дедом. Дед Лаврентий поднял меня, покрутил над собой, прижал и зашёл обратно в летнюю кухню.

Дедушка сел за стол и посадил меня на колено. Напротив него сел отец и улыбаясь начал что-то рассказывать по-грузински. К своему стыду - я не знаю языка до сих пор, но я точно знал о чём они говорят. Регулярные взгляды на меня и весёлый смех лишь подтверждали мою гипотезу: они обсуждали моё поведение при встрече с бабушкой.
Бабушка поставила перед ними две больших тарелки с какой-то очень вкусной едой поставила графин вина и пучок зелени. После этого наложив большим черпаком полное ведро того самого варева она унесла его в загадочную массивную дверь.
Спустя несколько дней, проводя личное обследование территории, я выяснил что загадочные двери вели в большой сарай куда бабушка каждый день относила 3-4 ведра приготовленной пищи для поросят и баранов.

Сегодня, вспоминая все эти дни и свои детские впечатления, я понимаю что мои баба Калестина и дед Лаврентий совершили невозможное. Так получилось что последние их ребёнок, двенадцатый ребёнок в семье, родился в 1941 году через пару месяцев после начала Великой отечественной войны. Моего деда не призвали в связи с необходимостью управлять совхозным хозяйством. В те времена дед Лаврентий являлся руководителем совхоза Красная Звезда.

Иначе сложилась судьба сестры бабы Калестины. Её мужа призвали в армию через полгода после начала войны, несмотря на 12 детей в их семье. В феврале сорок второго года пришла похоронка на мужа сестры бабы Калестины. И вдова, не выдержав горя, повесилась. А мой дед забрал её несовершеннолетних детей и воспитывал как своих. Поэтому по словам моего отца, который родился в тридцать девятом году, этот большой и длинный стол на летней кухне вмещал всех братьев и сестёр. А баба Калестина на своём страшном очаге каждый день - сначала варила чан еды для детей а потом такой же чан для поросят и баранов чтобы выжить. Поэтому, в молодости очень красивая женщина, она потратила своё здоровье на воспитание моих дядей и тётей.
Она была самой доброй бабой Ягой.
Моя бабушка Калестина.



Чат с Билоновым